Ваш город: Москва
Меню

Вооружение средневековой полиции Японии

После прочтения многочисленных публикаций о рыцарях страны восходящего солнца – самураях, может сложиться впечатление об их полной безнаказанности относительно простого японского люда. Не понравился ему кто-то и самурайский меч тут же отправит этого бедолагу в мир иной.

Отчасти это действительно так. Но такая вольница продолжалась до периода Эдо (1603 год), когда сёгуну Тогугаве удалось прекратить междоусобицы внутри страны. Именно в этот период в Японии, намного раньше, чем в европейских странах был сформирован эффективный полицейский аппарат и создан политический сыск.

Теперь любой инцидент, связанный с убийством не только самурая, но и простолюдина тщательно расследовался и виновный в неправомерных действиях наказывался. Конечно же, как и в наши дни, действовал принцип, сформулированный в романе «Скотный двор» - «все звери равны, но некоторые из них равнее других». Проступки высокородных самураев расследовались спустя рукава, а вот для менее родовитых из них инцидент мог кончиться плачевно, вплоть до высшей самурайской меры – сеппуку (харакири).

Самураи

Тем не менее, нарушители общественного порядка (кто бы это ни был) задерживались и сопровождались в полицейский участок для разбирательства. При этом нарушитель должен быть доставлен живым!

А вот о тех, кто собственно задерживал гордых самураев, за поясом у которых находился обычно комплект как минимум из двух мечей, и о том, чем были вооружены стражи порядка публикаций не так много.

Во главе, как сейчас сказали бы министерства внутренних дел сегуната, стояли три высокопоставленных чиновника бугё, беззаветно преданных клану Токугава:

- дзися буге – уполномоченный по делам религии, в том числе и ответственный за расследование преступлений на храмовых территориях;

- мати-бугё – что-то среднее между мэром и начальником столичного управления внутренних дел;

- кандзё бугё – расследование финансовых преступлений и преступлений вне столичной территории.

Довольно занимательный факт магистратов мати-бугё было два – «северный» и «южный», которые попеременно (через месяц) исполняли свои.

В подчинении мати-бугё находилось от 25 до 50 старших полицейских офицеров – ёриков, ответственных за поддержание порядка в своем районе. Ёрик воплощал в одном лице и начальника «райотдела» полиции и прокурора, и судью, и следователя и главу управы.

В свою очередь в подчинении у ёриков находилось 120 рядовых полицейских досин, которые также назначались из самурайского сословия зачастую из кланов связанных с ниндзя.

Досин командовал нижними членами полиции – комоно, официальными помощниками (дружинниками) гойо-укини, а также внештатными сотрудниками - окаппиками.

Если помощники комоно отбирались из числа не знатных самураев и ронинов (самураев, потерявших своего хозяина), то внештатники - окаппики зачастую были выходцами из преступной среды. Окапики были личными помощники и осведомители досин, которые сами их нанимали и содержали за счет своего жалованья.

Комоно проходили обучение сыскному делу, полицейской системе рукопашного боя и владения специальными видами полицейского оружия.

Ходзё-дзюцу – искусство связывания

Кроме этого с особым усердием изучалось искусство связывания противника ходзё-дзюцу. Техника связывания проверялась на бродячих артистах, подготовка которых позволяла освобождаться от небрежно наложенных пут.

Патрулирование обычно осуществлял досин с 4-5 комоно и несколькими окаппиками.

Арсенал полицейского оружия

Во всех полицейских участках предписывалось иметь достаточное количество 6-ти типов штатного оружия. Среди основных требований, которые предъявлялись к такому оружию, было эффективное противодействие вооруженному противнику и задержание его без нанесения тяжких, а тем более несовместимых с жизнью повреждений.

Этот набор штатных специальных полицейских средств включал:

цукубо – боевые грабли (А);

- содэгарами – боевой багор (Б);

- сацумата – боевые вилы с двумя зубьями (В);

- канамути – кованный тонкий металлический прут в виде хлыста (Г);

- кириконобу – толстая металлическая трость (Д);

- дзюттэ – металлическая дубинка крюком около рукояти (Е).

Первые три типа полицейского оружия – багор содэгарами, грабли цукубо и вилы сацумата, носили название торимоно сандогу (три оружия пленения). Они были символом отделения полиции и часто изображались перед КПП или отделениями полиции.

Именно эти три вида оружия играли основную роль в задержании оказывающих сопротивление нарушителей, в том числе и самураев. Их основное назначение – лишить подвижности задерживаемого, повалить его на землю для связывания.

Все они относились к оружию древкового типа и имели длину около 1,8 – 2,2 м. На противоположную боевому концу древка насаживались острые металлические колпачки – исидзуки. При втыкании их в землю обеспечивался дополнительный упор при сдерживании нарушителя.

Часть древка, примыкающее к боевой части обычно оковывалось металлическими полосами с острыми шипами для того чтобы не позволить противнику захватить оружие за древко и выхватить его из рук.

Основное отличие между ними заключалось в виде боевой части.

А – боевые грабли; Б – боевой багор; В – боевые вилы; Г – оковка древка боевых вил металлическими полосами с шипами.

Боевые грабли цукубо. Прототипом этого оружия являлись обычные грабли. Шипы наконечника боевых грабель позволяли оттолкнуть или наоборот притянуть к себе задерживаемого, зацепить его одежду. При массовых беспорядках это оружие помогало сдерживать толпу.

Боевой багор содэгарама дословно - «запутыватель рукавов».  Крючки наконечника содэгарами как и в двух других оружиях ареста позволяли зацепить одежду нарушителя порядка, сковать его действия и свалить на землю.

Боевые вилы сацумата. Форма этого оружия близка к русскому печному ухвату. Развилка боевой части сацуматы отлично подходила для того, чтобы захватить шею или конечности сбитого на землю преступника и удерживать его в таком положении.

Задержание самурая

Часто для того, чтобы ограничить перемещение задерживаемого использовались и пожарные лестницы (полицейские патрули обеспечивали также и пожарную безопасность).

После того, как нарушитель порядка или преступник был сбит на землю и обездвижен, его связывали и препровождали в полицейский участок.

Помощник полицейского с канамути в руке

Канамути – кованный тонкий металлический прут форме хлыста, обобщенное название оружия в виде тонкого кованного металлического прута.

Кириконобу – металлическая трость

Кириконобу (другие названия арибо и гёдзё) – толстая металлическая трость обычно восьмигранная. Длина этого оружия позволяла эффективно действовать против противника, вооруженного мечом.

Дзюттэ

Дзюттэ – «сила десяти рук» (другие варианты прочтения – «рука правды» или «рука правосудия»). Несмотря на то, что можно найти много публикаций, где описывается это оружие, его происхождение до сих пор вызывает много споров.

Вообще говоря, в Японии дзюттэ больше являлось своеобразным символом власти, удостоверяющим положение его владельца по цвету кистей, присоединенных к кольцу или отверстию на торце рукояти. Поэтому «штатные» сотрудники полиции (досин, комоно) носили дзюттэ постоянно, а внештатные окаппики – только во время патрулирования. По окончании патрулирования дзюттэ сдавалось в участок.

При аресте нарушителя или подозреваемого полицейский должен был подтвердить свои полномочия и предъявить дзюттэ и произнести фразу «Официальное дело» (аналог европейского «Именем закона»).

Обычно длина дзютте составляла от 20 до 60 см, и более. Но наиболее распространены были ее варианты длиной около 45 см. В дальнейшем (1-я половина 18 века) была установлена стандартная длина дзюттэ полиции - около 36 см.

Иногда при описании оружия полиции в средневековой Японии вместо дзюттэ упоминается тэтто (букв. «железный меч») - короткий металлический прут с рукоятью. Размеры тэтто примерно соответствовали самурайскому ножу танто (около 50 см). Это оружие могло иметь различную конструкцию, в том числе в виде разновидности самурайского «разбивателя шлемов» - кабутовари.

Кабутовари и его разновидности тэтто

Скорее всего, таким оружием пользовались не штатные сотрудники полиции, которым использовать дзюттэ было не по ранжиру.

При задержании дзюттэ и тэтто использовались как аналог современной полицейской дубинки. Например, ударом по руке противника можно было выбить из нее нож.

Бытует мнение, что крюк дзюттэ использовался для улавливания клинка меча и вырывания его из рук.  Однако многие специалисты воспринимают это весьма  скептически.

10 Октября 2018
10 Октября 2018

Интересно и очень познавательно. Спасибо за статью.

10 Октября 2018

Прочел с удовольствием. Спасибо! 

Благодарю. Интересно и информативно. Читал с удовольствием.

10 Октября 2018

Спасибо за оценку моих трудов. Хоть знаешь, что затратил усилия не в пустую.

10 Октября 2018

До мо аригато, Василич

До аригато? Или таки гораздо после?

10 Октября 2018

-Доктор, какие таблетки мне пить, чтобы не забеременить?

-Пейте чай!

-До, или после секса?

-Вместо.

Ага...Значит гораздо более вместо.

11 Октября 2018

Грабельки внушительные) но как-то самурая и граблями...не хорошо...при прошлом сегуне такого не было!

11 Октября 2018

Я вот тоже про это неоднократно думал, Лекс. ...Это-ж почти то-же самое, что вампира отправить в ад - серебряной пулей или осиновым колом, а масульманина - зарезать кинжалом для забоя свиней. Абсолютно негуманно противопоставление граблей против самурайского меча.

11 Октября 2018

И не говори, добрее надо быть к людям, которые кровь за родного сегуна проливали, не щадя живота своего (звучит двусмысленно в контексте самураев)! ну выпил человек саке, ну орал песни строевые самурайские, ну зарубил пару местных алкашей не служивших...Это же не повод граблями охаживать :-)

11 Октября 2018

Миамото Мусаси на поединок выходил с простой палкой, и забил более 200 самураев, умер своей смертью, что было большой редкостью в то время

11 Октября 2018

Вот отсюда наверно появился глагол *окучивать*

11 Октября 2018

Справедливости ради надо отметить, что Мусаси не всегда на поединок выходил с простой палкой.

11 Октября 2018

Спасибо! В очередной раз убедился, что японцы те еще затейники!!!