Калаш – Калашников? Часть 2
Автомат Калашникова
Рождение легенды
Итак, по результатам 2-го тура полигонных испытаний наибольшее число нареканий вызвал автомат конструкции М.Т.Калашникова и по заключению инженера-испытателя его последующая доработка была нецелесообразной.
Для последующей доработки в рамках конкурса первоначально были рекомендованы автоматы конструкции А.А. Булкина (АБ-46) и А.А. Дементьева (АД).
Слева - Алексей Алексеевич Булкин и АБ-46; справа – Александр Андреевич Дементьев и АД
В это время испытательное отделение полигона возглавлял В.Ф.Лютый, на плечи которого легла основная работа по организации полигонных испытаний новых образцов автоматов. Калашников был знаком с Лютым, поскольку некоторое время (до его перевода в КБ полигона) работал под его началом и находился с ним в дружеских отношениях. Вот к этому человеку он и обращается за помощью.
Василий Фёдорович Лютый (1918-1990). Образование – средняя семилетняя школа (1932 г.), фабрично-заводское училище Северо-Кавказской железной дороги в Краснодаре (1932-1933), Ростовский индустриальный техникум (1933-1936), Артиллерийская Академия в Ленинграде с отличием (1936-1941).
В 1941 году для укрепления щуровского полигона НИПСМВО техническими кадрами на него направляются лучшие выпускники артиллерийской Академии, в том числе и В.Ф.Лютый.
Во время войны он участвует в испытаниях и доработке образцов стрелкового оружия (противотанковые ружья ПТРД, ПТРС; пулеметы СГ-43 и СГМ). В 1943 году В.Ф.Лютый командируется на 3-й Украинский фронт для руководства боевыми испытаниями СГ-43 в ходе Днепропетровско-Одесской наступательной операции. За эту работу был награжден орденом «Знак Почета».
Всего за годы Великой Отечественной Василий Федорович самостоятельно выполнил свыше десятка НИР.
В 1943 году совместно с Афанасьевым Н.П. и Дейкиным В.С. разрабатывает очень интересный образец оружия - легкий пулемет ЛАД.
Это оружие должно было занять промежуточное положение между пистолетами-пулеметами и ручными пулеметами под винтовочный патрон. От пистолетов-пулеметов он унаследовал пистолетный патрон 7,62х25 (ТТ), а от пулеметов – длинный ствол и сошки, ленту на 100 патронов в патронной коробке.
Легкий пулемет ЛАД:
А – поисково-экспериментальный макет, Б – окончательный вариант
ЛАД успешно прошел полигонные испытания, однако не был принят на вооружение в связи с появлением нового промежуточного патрона.
В.А. Дегтярев присутствовал на полигонных испытаниях ЛАД и высоко оценил конструктивные особенности этого оружия. Позднее ряд этих конструктивных решений был использован им при создании РПД-44.
Как и другие сотрудники полигона В.Ф.Лютый отдавал предпочтение в целом довольно конструктивно проработанному образцу А.А. Булкина.
Опытный образец автомата А.А.Булкина АБ-46
Но Алексей Алексеевич обладал тяжелым характером, болезненно воспринимал замечания военных специалистов полигона, тем более таких, которые требовали значительного изменения конструкции.
Высокий профессионализм, большой опыт испытаний различных образцов стрелкового оружия и инженерное чутье Лютого подсказывало ему, что несмотря на «сырую» конструкцию автомата Калашникова обладает большим потенциалом. Он сумел убедить, членов комиссии в продолжение работ над автоматом.
В.Ф.Лютый намечает около 18 необходимых изменений в конструкцию автомата, дополнительные предложения по улучшению конструкции дает его коллега по разработке пулемета ЛАД, представитель ГАУ - Владимир Сергеевич Дейкин.
В.С.Дейкин и М.Т.Калашников
Об этих перипетиях 2-го этапа полигонных испытаний 1946 года и роли В.Ф.Лютого в создании АК сам Михаил Тимофеевич предпочитал не упоминать. В его «Записках конструктора-оружейника» этот эпизод освещается так: «Окончательные результаты испытаний анализировались и рассматривались компетентной комиссией, куда входили и представители заказчика - Наркомата обороны, и ответственные сотрудники Наркомата вооружения. Выводы ее были, прямо надо сказать, суровыми. Многие образцы не рекомендовались даже для дальнейших доработок, снимались с соревнования. Тяжело было смотреть на товарищей, вместе с которыми только что участвовал в жестком состязании, — столько огорчения было на их лицах. Каждый до последнего выстрела питал надежду на успех. Каждый... Но на повторные испытания с последующим устранением недостатков комиссия рекомендовала лишь три образца оружия. Среди них — и мой автомат».
Калашников возвращается в Ковров. Реализация предложений В.Ф. Лютого и В.С. Дейкина требуют его коренной переработки автомата, хотя его противоречит условиям конкурса. Несмотря на не желание Калашникова выполнять такую работу, Зайцеву и Дейкину удается его переубедить. Кроме этого, у Зайцева к этому моменту возникают и свои предложения по совершенствованию конструкции и повышению технологичности автомата.
По существу в Коврове создается совершенно новый автомат. Именно в опытных образцах 1947 года начинают проступать черты будущего легендарного автомата.
Опытные образцы автомата Калашникова 1947 года
Как и раньше для участия в конкурсе были изготовлены и автоматы со складным прикладом.
Опытные образцы автомата Калашникова со складным прикладом 1947 года
Очередные полигонные испытания, руководителем которых был В.Ф.Лютый, проходили с 16 декабря 1947 года по 10 января 1948. В результате этих испытаний, автомат Калашникова, не намного уступая своим конкурентам по кучности стрельбы, значительно превзошел их по живучести основных элементов конструкции и надежности, особенно при стрельбе в тяжелых условиях (запыление, загрязнение и т.п.). По заключению комиссии «7,62-мм автомат Калашникова под патрон образца 1943 г. по безотказности работы автоматики, живучести деталей и эксплуатационным характеристикам в основном удовлетворяет TIT и может быть рекомендован для изготовления серии и последующих войсковых испытаний».
Доработка автомата проводилась в ходе изготовления его опытной серии и с учетом результатов войсковых испытаний.
Предсерийные образцы автомата Калашникова 1948 года
В 1949 году автомат принимается на вооружение Советской Армии под обозначением «7,62-мм автомат Калашникова (АК)». Серийное производство автомата было налажено на Ижевском оружейном заводе № 74.
Первая часть статьи - тут.