ОГНЕННЫЙ ЁЖ
«Огненный ёж» (Пистолет - Пулемёт Шпагина обр. 1941 года)
ППШ-41 (Пистолет - Пулемёт Шпагина обр. 1941 года) разработан Г.С. Шпагиным и был принят на вооружение 21 декабря 1940 года. Простой в изготовлении и надежный в бою пистолет - пулемет ППШ - 41, безусловно, является оружием Великой Победы и одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны.
Однако сегодня хотелось бы рассказать о необычном пути пехотного оружия в авиации.
В период с 1944 по 1946 год, на базе скоростного пикирующего бомбардировщика Ту-2С, в качестве эксперимента, испытывалась необычная оружейная система - “Огненный ёж”. Система состояла из установленных на платформе 88 единиц пистолетов-пулемётов Шпагина (ППШ).
Установка "Огненный ёж" в бомболюке самолёта.
Идея реализации такой системы не нова, американцы еще в 1921 году создали экспериментальный самолет, на вооружении которого находились 30 пистолетов-пулемётов «Томпсон» калибром .45 АСР. Пистолеты-пулеметы на нем составляли две батареи. Одна батарея в 12 ПП устанавливалась для стрельбы вперед, другая в 16 ПП для стрельбы назад, 2ПП установили на турели в кабине. Но в ходе испытаний выявилась существенная проблема - долгая наземная перезарядка. Да и эффективность пистолетных боеприпасов оказалась крайне низкой.
Американская установка.
В КБ А.Н. Туполева было предложено создать оружейную батарею и установить её на пикирующий бомбардировщик, для штурмовки пехотных колонн, а также другой живой силы противника. Новую батарею решили создать, объединив большое количество ППШ на единой платформе, размещаемой в бомболюке бомбардировщика. Для этих работ было выделено 180 штук ППШ обр. 1941 г. с положенным количеством дисковых магазинов и 15000 патронов к ним.
Бомбардировщику, оснащенному новой системой присвоили индекс Ту-2Ш.
“Огненный Ёж” состоял из 88 единиц ППШ, которые были размещены в 11 рядов по 8 штук. Один пистолет-пулемет имел боезапас 71 патрон, калибра 7,62х25 мм. Система прошла полигонные и боевые испытания, плотность огня по целям оказалось весьма эффективной. Для ведения огня пилот бомбардировщика открывал бомболюк, и, используя специальный прицел, вел огонь по наземным целям. За 1 секунду работы “Огненного ежа” в цель отправлялось около 8 кг свинца. Однако главные недостатки - слишком короткий период ведения огня и долговременная перезарядка (для перезарядки автоматную платформу опускали тросами вниз) - перевесили все положительные характеристики. Кроме этого, довольно значительный вес системы: вес ППШ с полным боезапасом - 5,3 кг, суммарный вес всех ППШ - 466 кг, полный вес батареи с платформой около 600 килограмм; также не способствовал принятию системы на вооружение.
В начале февраля 1946 г. батарея ППШ прошла летные испытания на полигоне. Испытания показали её большую эффективность. Однако мощный шквал огня был кратковременным, а необходимость возвращения на базу для перезарядки автоматов сводила на нет его преимущества. По результатам испытаний работы над этой конструкцией были признаны нецелесообразными и прекращены.
Всем удачи и метких выстрелов!