Параллакс: кто виноват и что делать?
Параллакс при стрельбе.
Примечание: перед Вами ознакомиельный отрывок, полную версию статьи читайте на моем сайте arbalet-airgun.ru
К статье «Дистанции пристрелки пневматической винтовки для охоты» было сделано достаточно много комментариев. И на этом пути к истине мы наткнулись на своеобразное «пугало» для многих стрелков – Великий и Ужасный Параллакс – и немного его пообсуждали. Но все же комментарии в любом случае вторичны и особо в глаза не бросаются, а тема-то интересная и животрепещущая. Вот и пришлось, взяв за основу собственные комменты и малость их дополнив, замахнуться на небольшую статью.
Давайте оставим в стороне физику явления параллакса (кому интересно, найдут, где о нем почитать, ссылка на подобный материал есть и в упомянутых комментариях). Главное, оно существует и осложняет жизнь поклонникам пневматики и арбалетов. Мало того, что неудобно целиться, так еще и меткость здорово страдает.
Вот так выглядит смещение точки попадания при возникновении классических «лун» параллакса.
Откуда же он вообще берется, кто виноват и что делать?
Вызвано это стремлением эйрганнеров и некоторых стрелков из арбалетов к обзаведению «крутыми» длиннофокусными прицелами большой кратности. Именно они на коротких (характерных для этого оружия) дистанциях чрезвычайно подвержены появлению лун, уплыванию картинки и т.п. И именно на них производителям приходится прибегать к усложнению конструкции за счет введения механизмов отстройки от параллакса (фокусировки). Как по простенькой технологии АО (на объективе), так и высококлассной SF (маховик отстройки порой представляет собой настоящий штурвальчик сбоку прицела).
На кой черт на обычной пневматической пружинно-поршневой винтовке, предназначенной для «плинка» или охоты, 9-ти, а то и 12-кратный прицел? Ладно, при высокоточной стрельбе, производимой с упора и даже станка. При стрельбе с рук, зачастую навскидку, мы, кроме параллакса, получаем скачущий по громадной мишени крест и вызванное этим желание «подловить» ее центр, что является одной из основных ошибок прицеливания. А вот для огнестрельщиков почему-то эта проблема не очень актуальна.
Как это выглядит у нарезного огнестрела, для которого, собственно, изначально и предназначены ОП? Во-первых, стрельба ведется на дистанциях от 100, ну, пусть от 50 метров, на которых параллакс уже не наблюдается. Во-вторых, кратность у армейских и охотничьих образцов, как правило, невелика. Снайперский прицел ПСО-1 (СВД) имеет характеристики 4х24. У меня стоит его более современная «гражданская» версия 6х36, и приобретение его вызвано возрастным ухудшением зрения. Здесь повыше светосила объектива за счет большей апертуры, но главное, имеется диоптрическая подстройка окуляра (то самое колесико со знаками «плюс» и «минус»). В основном стрельба ведется на дистанциях от 80 и до 200 м (прямой выстрел), а дальше на реальной охоте никто и не будет стрелять, хотя диаметр круга, совпадающий с убойной зоной крупного зверя, составляет не менее 15 см (5 МОА!). Энтузиасты «высокоточки» и некоторых видов горной охоты действительно используют мощные ОП, но и стрельба в абсолютном большинстве случаев ведется с упора, на серьезные дистанции, совершенно из другого оружия плюс стрелки там не нам чета. Да и SF-механика отстройки от параллакса у них-то, как правило, присутствует.
На всех охотничьих арбалетах, включая высококлассные, штатный прицел также имеет скромные характеристики 4х32. Как раз потому, что дистанции результативной стрельбы от 20 до 50 метров. Кроме того, если в арбалетном спорте диаметр «десятки» составляет 4,5 мм (!), то у кабана или оленя килл-зона – все те же 15 см. Ну и зачем здесь кратность 9х?...