Пистолеты-пулеметы времён Великой Отечественной войны в киноиндустрии
Пистолет-пулемёт Дегтярёва ППД-40
Достаточно большая редкость для нашего кино. Понятно, по масштабам серийного производства характерные больше для первых месяцев войны пистолеты-пулемёты Дегтярёва заметно проигрывают появившимся в 1941 году ППШ, но тем не менее… Ведущий огонь ППД запечатлён лишь в одной из серий эпопеи «Государственная граница», в других многочисленных лентах он по каким-то неведомым причинам упорно безмолвствует. В картине «Долгие вёрсты войны» вообще случилась чудная «нестыковочка» - один из красноармейцев, получивший в начале фильма из рук командира конкретный, «стопроцентный», ППД, позже стреляет по фашистам из непонятно откуда взявшегося ППШ. Затем в кадре снова «нарисовывается» старый ППД. Похожи, конечно, но не настолько же…
Приспособить такой пистолет-пулемёт для стрельбы холостыми проще простого - надо лишь ввинтить в канал ствола втулку. Количества пороховых газов с избытком хватает для полного функционирования незамысловатой системы автоматики. Стреляй, не хочу. Кстати, универсальные пистолетные боеприпасы «юрюзань», хотя и используются в редких «крайних» случаях для питания наших пистолетов-пулемётов, частенько преподносят неприятные сюрпризы - задержек при стрельбе очередями в таком случае возникает значительно больше, в основном, из-за частых утыканий более коротких патронов при досылании массивным, срывающимся с боевого взвода, затвором.
Пистолет-пулемёт Шпагина ППШ-41
Второй после винтовки Мосина претендент на звание самого массового образца пехотного стрелкового вооружения Красной Армии (и в кино тоже). Штатное армейское дульное устройство для холостой стрельбы, устанавливаемое в передние вертикальные вырезы кожуха ствола, для съёмок в кино, как вы понимаете, не годится. Скрыть от зрителя все внешние признаки охолощения оружия и есть одна из главных профессиональных задач оружейника-пиротехника. «Отражающую» втулку приходится прятать в самом стволе, на расстоянии 10-20 мм от дульного среза. Магазины пистолетов-пулемётов (71-патронные дисковые или рожковые 35-местные) почти не переделывают, стараются лишь не набивать их до предела, для безотказности оружейной работы ограничивая вместимость. Что касается правильного и зачастую желаемого показа в кино специфических моментов обращения с этим простым и надёжным солдатским оружием, то хочется отметить три кинокартины: «Отец солдата» (в ней вспоминают о переводчике режима огня - огонь из ППШ ведётся и одиночными выстрелами), «Звезда» (подробно, во весь экран, показывается процесс снятия оружия с предохранителя), «На войне как на войне» (обыгрывается необходимость смены магазина - даже громадный по ёмкости дисковый магазин ППШ когда-нибудь обязательно заканчивается).
Пистолет-пулемёт Судаева ППС-43
Компактный дешёвый цельнометаллический образец со складным плечевым упором и секторным магазином ассоциируется у многих, в первую очередь, с оружием разведчика или партизана. Именно в такой роли мы и видим ППС в кинематографе, правда, совсем не так часто, как он того заслуживает. «Обратной дороги нет», «Долгие вёрсты войны», ещё пара-тройка фильмов. Опять же следует вспомнить добрым словом фильм-сагу «Звезда» режиссёра Николая Лебедева - более масштабно и ярко (и даже с откинутыми для прицельной стрельбы прикладами!) пистолеты-пулемёты Судаева не показывались ещё нигде.