Про ИЖ-53 в общих чертах
Про ИЖ-53 в общих чертах
Всех приветствую!
Пистолет этот покупали, покупают и покупать будут. Написано-переписано про него - дальше уже некуда. Чего только из него народ сотворить не стремился... Зачастую мысли гениев - обгоняли его возможности. Но вопросы разные - возникали, возникают и возникать продолжат.
И не то, чтобы мне лень отвечать на вопросы в личке..., но порой это напоминает некое объяснение на пальцах. Попробую коротенько изложить имеющиеся соображения для будущих владельцев этого изделия (как новых, так и Б/Ушных вариантов).
Модифицировался этот пистолет - раз 5 наверное, если не больше.
И в основном - не в самую лучшую сторону. Хотя, *что немцу - смерть, то русскому - хорошо*. Какие-то моменты усовершенствования - показывают свою жизнеспособность и обоснованность. Какие-то новшества - в недоумение приводят. Но в большинстве своём - кому и как повезёт с отдельно взятым экземпляром.
Какой бы моделью вы не планировали обзавестись, первым делом обратите внимание на узел *муфта ствола- компрессор*
Если точка соприкосновения муфты будет занижена, то стало быть ствол - будет задран вверх. Чем это плохо?
Во-первых, это смещение относительно отверстия перепуска (что может отразиться на снижении мощности выстрела).
Во-вторых, мушка - расположена на конце ствола, целик - на конце компрессора с противоположной стороны. Получается ужасающее искривление оси - никаких регулировок не хватит, при том, что пуля будет с постоянным упорством лететь вверх (до достижения верхней точки траектории, конечно).
Хотите - верьте, хотите - нет, но это очень не удобно. На винтовках с переломом - мушка и целик находятся на стволе (одной оси можно сказать)
да и то - не комфортно всякое задирание вверх
или занижение - относительно компрессора.
Тут есть 3 варианта:
1) пытаться исправить (что весьма проблематично в домашних условиях, тем более начинающему);
2) пытаться подстроиться;
3) не покупать такой экземпляр.
Несмотря на то, что на двух пистолетах эту болезнь (задирания) успешно лечил при помощи круглого напильника, устанавливая металлическую втулку 6Х8 с небольшим смещением вперёд...,
приобретая последнюю из модификаций, решил воспользоваться 3-м вариантом (благо-дело пистолетов в магазине на выбор было много).
У последней модификации - полая рукоять без заглушки. Кого-то это может вполне устроить..., я-же свою залил на 3/4 силиконовым герметиком, через сутки (после подсыхания края) дополнил до краёв *поксиполом*, а после его затвердевания (где-то через полчаса) - установил резиновую заглушку, вырезанную из автомобильного брызговика
Вообще, на моей памяти - три вариации ручек
Причём, у самых первых и самых желанных для заполучения в коллекцию экземпляров (с ортопедической), этих самых ортопедических рукоятей - тоже было три варианта. ...Первые были - коричневого цвета (и корпус мушки у них был металлический)
потом пошли такие-же блестящие и гладкие - но чёрные, а напоследок - чёрные из шершавого матового пластика, который мы наблюдаем и на современной продукции Ижмеха. Стоит отметить, что отлиты они были - с *ущемлением прав лешей*, но и ладонь не каждого правши - легко в ортопедическую рукоять помещается. В этом смысле и по своим личным ощущениям, я отдал бы предпочтение именно самой современной модели исполнения, спокойно пережив отсутствие заглушки (если бы не смог её сделать сам).
Но те - у кого руки растут из ещё более правильного места чем у меня, уровень фантазии которых - абсолютно ничем не ограничен..., могут придумать и воплотить в жизнь - рукоять любой конфигурации на своё усмотрение. Если-же у вас есть желание, но нет возможности сделать это самостоятельно, то можно купить уже готовые варианты (ну как этот, например)
Едем дальше.
По природе своей, пистолет этот - очень просто устроен
и вполне самодостаточен. Т.е. изначально, он работает почти на столько - насколько может работать (скорость полуграммом - в районе 115м/с). И лазить в него особой нужды нет ...Если конечно, в нем не присутствует ещё какой-то заводской брак, кроме вышеупомянутой муфты ствола.
Но надо же было такому случиться, что лично мне - брак такой (приводящий к понижению мощности) и встретился. ...Наверное, для общего развития. И тут уже не спасут ни усиленные пружины, ни полиуретановые манжеты (которые будут принимать форму бракованного закруглённого торца компрессора - что ни есть правильно)
Ну, что тут делать...? ...Либо искать гения-фрезировщика, либо - в коробку на запчасти такой пистолет.
Раз уж зашла речь о полиуретановых усиленных манжетах, то вещь это конечно хорошая. Но сразу приготовьтесь к тому, что поставленная на заводе пружина - с трудом будет проталкивать поршень с этой манжетой. Кстати, на новых образцах делают разборные поршни. И для того чтобы надеть даже обычную силиконовую - проще сначала устанавливать манжету на торец с грибком, а потом уже соединять всё воедино
Кому всё-ж очень неймётся прибавить лишних 15 м/с скорости, то самый простой способ - сделать это с помощью пружины от МР-512.
Если не изменяет память, то надо оставить 23 витка и не забыть установить в заднюю заглушку металлическую шайбочку, чтобы пластиковые упоры не расколбасило. Ну а устанавливая саму заглушку пружины на место - придумать ещё и какой-то хитрый упор, чтобы целик не поломать (упирая в деревяшку).
Тем, кто захочет разогнать ещё больше, придётся соответственно ещё больше и раскошелиться. ...На усиленную газовую пружину в данном случае
Как правило, комплектуются эти пружины центровочными шайбами штока, а предсжатие (вещь - крайне необходимая и про него есть рассказы на Ютубе) достигается - подкладыванием в дно поршня шайбочек, или монет достоинством 50 копеек. Для любителей экспериментов могу сказать, что технически вполне возможна установка и *штоком в поршень*... Но для этого надо будет сделать центровочную шайбу корпуса пружины и размер её не должен выходить за габариты задней заглушки. На винтовках это сделать довольно просто и пружины именно под такой вариант установки имеются (хотя и не комплектуются шайбами центровки торца корпуса пружины). В случае с 53-м - там каждый миллиметр на счету, можно элементарно не взвести пистолет до зацепа (потому что юбка поршня упрётся в шайбу раньше времени). Но самый лучший вариант - заказать заглушку нужной конфигурации у токоря. А под шток - сделать соответственно небольшое центровочное углубление в днище поршня, или востользоваться опять-же центровочной шайбой диаметром 19мм или около того.
Единственное от чего хотелось бы предостеречь... Если вы будете устанавливать *корпусом в поршень* и в качестве руководства по ремонту смотреть на Ютубе чудо-мастера с укросайта СО2..., то не наматывайте изоленту. У них там на/в Украине может и изолента особая, а у вас от возросших скоростей и нагрузок - сами догадываетесь, что с ней произойдёт (а особенно на винтовках, да ещё в районе юбки поршня - посередине пружины т.е., это совсем противопоказано). Оно вам надо, чтобы изолента там расколбасилась и трепыхалась, цепляясь за тягу взвода и обтираясь по всем поверхностям?
Закажите у токаря простенькую втулочку (как на моей схемке красным цветом нарисована)
и будет вам счастье на долгие годы, и опять-же монетки для предсжатия подкладывать не надо.
Владельцам последних моделей, при *безумном* усилении, следовало бы иметь ввиду, что придётся раскошелиться ещё и на новую заднюю заглушку. Потому что целик в очень скором времени..., возможно даже раньше чем вы думаете - придёт в такое вот состояние
Проще говоря - развалится. В приципе, ничего трагичного в этом нет - умные люди уже давно научились делать заглушки стоимостью 350 рублей, на которые можно установить при таком несчастье ЛЦУ
И ещё одно предостережение - не в пользу усиления до безобразия. На ранних моделях, тяга взвода (как бы это сказать) удерживалась при помощи штифта в направляющей проточке корпуса Спускового Механизма. По этой принудительной траектории и ходила - вполне надёжно. Но уже во 2-й или 3-й модификации эту систему отменили и от того, чтобы тяга не заклинила - ее удерживают загнутые внутрь края этой самой части корпуса СМа
Что-то мне подсказывает - что возможности этих загибов небезграничны.
Проявив небольшое упорство, на последних моделях можно воссоздать регулировочный винт спускового крючка. Но в принципе, механизм и без него работает как часы (поэтому от него наверное и отказались). Кроме того, с непривычки - можно и стрельнуть раньше времени ненароком (по причине отсутствия каких либо предохранителей - как вида).
Ещё на одном моменте хотел бы остановить внимание владельцев пистолетов со сборными поршнями. Так уж повелось видно у наших производителей, что любую нормальную идею - реализовывают не самым лучшим образом. Могли бы конечно и закалить соединительный штифт, чтобы не получалось таких вот изгибов при эксплуатации
Но как всегда, производители - благополучно возлажили решение этой проблемы на плечи пользователей.
Продавцы - тоже могут предложить решить вам одну задачку. Называется она - *попробуй пружинку установи*. С одной стороны, претензий к ним вроде бы не должно быть - на маркировке написано, что пружина предназначена для установки в писяттретий Ижик
а по факту - она очень сильно отличается размером в бОльшую сторону от нормальной, да к тому-же ещё и не имеет центровочной шайбы. Кстати, с той которую я покупал в Аиргане https://www.air-gun.ru/zip/izhevsk/gazovaya_prugina_mr-53_magnum у меня никаких проблем при установке не возникло (она на фото с красным ободком и центровочной шайбой, наклейка тоже от неё)
Но в идеале, лучше конечно покупать Вадовские ГП.
*Байкаловское* изделие выступает за габариты поршня так, что осуществить до конца перелом с ней - практически не возможно
Справедливости ради надо сказать, что задачку с длинной газовой пружиной мне решить всё-же удалось. Правда для этого пришлось выточить заглушку пружины - внутренняя длина которой была не 17мм (как заводской вариант), а 13,5мм. Эти убранные 3,5мм и позволили отходить корпусу пружины чуть дальше, а пистолету - благополучно взводиться
Кроме того, под шток пружины было высверлено центрующее отверстие глубиной в сантиметр (при этом, предсжатие составило порядка 12мм). А фиксацию заглушки сделать двумя подобранными осевыми винтами нужной длинны под шестигранник с боков (вместо привычного сквозного штифта), для чего поперечное отверстие имело уже не простое отверстие, а с нарезанной резьбой М6
Т.е., винты просто доходят до проходящего в центре заглушки штока - и упираются в него. В принципе, можно бвло бы и не заморачиваться сложной схемой с этими боковыми винтами, а ограничиться гладким отверстием под штифт (лишь слегка обозначив центр для штока (как на заглушке справа)..., но мне показалось, что с винтами - будет ничуть не хуже. Предсжатие - стало бы на этот сантиметр больше, но наверное - не смертельно
Счастливчики, заимевшие в свой арсенал самые ранние модификации (с муфтой ствола из алюминия) - имеют возможность улучшить ещё и уплотнение между муфтой ствола и компрессором. Для этого, деревянной выколоткой выбиваем из муфты ствол (предварительно сняв этот узел, естественно), а затем протачиваем край ствола (3-5 мм вдоль и до диаметра 6-7мм).
Для этой операции вполне достаточно дрели, напильника (выполняющего роль резца) и изоленты (чтобы не повредить ствол при установке в патрон дрели). Получается такая вот симпатичная проточка
Потом ставим ствол обратно в муфту и на строительном рынке, или в медицинском учреждении - подбираем силиконовый шланг нужного диаметра и устанавливаем в получившуюся нишу. Излишки обрезаем, оставив на поверхности где-то полмиллиметра нового уплотнения - и получаем + 10м/с скорости пули.
Совсем немного про взаимозаменяемость деталей от разных модификаций. Как и многое отечественное, сей агрегат вполне можно отнести к категории конструкторов для взрослых и подростков. Проще наверное будет написать - какие манипуляции могут быть сопряжены с определённого рода трудностями. Непредсказуемыми могут оказаться последствия соединения компрессора и ствола от разных пистолетов (ствол может смотреть вверх, или вниз). Но может быть и повезёт. Для последней модификации, не подходят 2 детали УСМа от предыдущих (внешне - почти один размер, но не дожимают до выстрела). А задник от последних модификаций (выполненный заодно с целиком) - очень проблематично установить в предыдущие (да оно и не надо).
Если что-то забыл, то может быть в процессе ещё допишу. Но по основным моментам, вроде бы прошёлся.
Дополнения пользователей:
Операцию по проточке ствола и установке на него дополнительного уплотнения, в домашних условиях можно проделать. Только стоит помнить, что металл ствола относительно мягкий и не любит излишнего нагрева. Обтачивание следует производить неспеша и контролируя нагрев и усилие, с которым вы будете давить на инструмент. Это поможет вам избежать деформации ствола и сужения - уменьшения его диаметра в казенной части.