ГРАБЛИ ПРОТИВ САМУРАЙСКОГО МЕЧА
Вооружение средневековой полиции Японии
После прочтения многочисленных публикаций о рыцарях страны восходящего солнца – самураях, может сложиться впечатление об их полной безнаказанности относительно простого японского люда. Не понравился ему кто-то и самурайский меч тут же отправит этого бедолагу в мир иной.
Отчасти это действительно так. Но такая вольница продолжалась до периода Эдо (1603 год), когда сёгуну Тогугаве удалось прекратить междоусобицы внутри страны. Именно в этот период в Японии, намного раньше, чем в европейских странах был сформирован эффективный полицейский аппарат и создан политический сыск.
Теперь любой инцидент, связанный с убийством не только самурая, но и простолюдина тщательно расследовался и виновный в неправомерных действиях наказывался. Конечно же, как и в наши дни, действовал принцип, сформулированный в романе «Скотный двор» - «все звери равны, но некоторые из них равнее других». Проступки высокородных самураев расследовались спустя рукава, а вот для менее родовитых из них инцидент мог кончиться плачевно, вплоть до высшей самурайской меры – сеппуку (харакири).
Самураи
Тем не менее, нарушители общественного порядка (кто бы это ни был) задерживались и сопровождались в полицейский участок для разбирательства. При этом нарушитель должен быть доставлен живым!
А вот о тех, кто собственно задерживал гордых самураев, за поясом у которых находился обычно комплект как минимум из двух мечей, и о том, чем были вооружены стражи порядка публикаций не так много.
Во главе, как сейчас сказали бы министерства внутренних дел сегуната, стояли три высокопоставленных чиновника бугё, беззаветно преданных клану Токугава:
- дзися буге – уполномоченный по делам религии, в том числе и ответственный за расследование преступлений на храмовых территориях;
- мати-бугё – что-то среднее между мэром и начальником столичного управления внутренних дел;
- кандзё бугё – расследование финансовых преступлений и преступлений вне столичной территории.
Довольно занимательный факт магистратов мати-бугё было два – «северный» и «южный», которые попеременно (через месяц) исполняли свои.
В подчинении мати-бугё находилось от 25 до 50 старших полицейских офицеров – ёриков, ответственных за поддержание порядка в своем районе. Ёрик воплощал в одном лице и начальника «райотдела» полиции и прокурора, и судью, и следователя и главу управы.
В свою очередь в подчинении у ёриков находилось 120 рядовых полицейских досин, которые также назначались из самурайского сословия зачастую из кланов связанных с ниндзя.
Досин командовал нижними членами полиции – комоно, официальными помощниками (дружинниками) гойо-укини, а также внештатными сотрудниками - окаппиками.
Если помощники комоно отбирались из числа не знатных самураев и ронинов (самураев, потерявших своего хозяина), то внештатники - окаппики зачастую были выходцами из преступной среды. Окапики были личными помощники и осведомители досин, которые сами их нанимали и содержали за счет своего жалованья.
Комоно проходили обучение сыскному делу, полицейской системе рукопашного боя и владения специальными видами полицейского оружия.
Ходзё-дзюцу – искусство связывания
Кроме этого с особым усердием изучалось искусство связывания противника ходзё-дзюцу. Техника связывания проверялась на бродячих артистах, подготовка которых позволяла освобождаться от небрежно наложенных пут.
Патрулирование обычно осуществлял досин с 4-5 комоно и несколькими окаппиками.
Арсенал полицейского оружия
Во всех полицейских участках предписывалось иметь достаточное количество 6-ти типов штатного оружия. Среди основных требований, которые предъявлялись к такому оружию, было эффективное противодействие вооруженному противнику и задержание его без нанесения тяжких, а тем более несовместимых с жизнью повреждений.
Этот набор штатных специальных полицейских средств включал:
- цукубо – боевые грабли (А);
- содэгарами – боевой багор (Б);
- сацумата – боевые вилы с двумя зубьями (В);
- канамути – кованный тонкий металлический прут в виде хлыста (Г);
- кириконобу – толстая металлическая трость (Д);
- дзюттэ – металлическая дубинка крюком около рукояти (Е).
Первые три типа полицейского оружия – багор содэгарами, грабли цукубо и вилы сацумата, носили название торимоно сандогу (три оружия пленения). Они были символом отделения полиции и часто изображались перед КПП или отделениями полиции.
Именно эти три вида оружия играли основную роль в задержании оказывающих сопротивление нарушителей, в том числе и самураев. Их основное назначение – лишить подвижности задерживаемого, повалить его на землю для связывания.
Все они относились к оружию древкового типа и имели длину около 1,8 – 2,2 м. На противоположную боевому концу древка насаживались острые металлические колпачки – исидзуки. При втыкании их в землю обеспечивался дополнительный упор при сдерживании нарушителя.
Часть древка, примыкающее к боевой части обычно оковывалось металлическими полосами с острыми шипами для того чтобы не позволить противнику захватить оружие за древко и выхватить его из рук.
Основное отличие между ними заключалось в виде боевой части.
А – боевые грабли; Б – боевой багор; В – боевые вилы; Г – оковка древка боевых вил металлическими полосами с шипами.
Боевые грабли цукубо. Прототипом этого оружия являлись обычные грабли. Шипы наконечника боевых грабель позволяли оттолкнуть или наоборот притянуть к себе задерживаемого, зацепить его одежду. При массовых беспорядках это оружие помогало сдерживать толпу.
Боевой багор содэгарама дословно - «запутыватель рукавов». Крючки наконечника содэгарами как и в двух других оружиях ареста позволяли зацепить одежду нарушителя порядка, сковать его действия и свалить на землю.
Боевые вилы сацумата. Форма этого оружия близка к русскому печному ухвату. Развилка боевой части сацуматы отлично подходила для того, чтобы захватить шею или конечности сбитого на землю преступника и удерживать его в таком положении.
Задержание самурая
Часто для того, чтобы ограничить перемещение задерживаемого использовались и пожарные лестницы (полицейские патрули обеспечивали также и пожарную безопасность).
После того, как нарушитель порядка или преступник был сбит на землю и обездвижен, его связывали и препровождали в полицейский участок.
Помощник полицейского с канамути в руке
Канамути – кованный тонкий металлический прут форме хлыста, обобщенное название оружия в виде тонкого кованного металлического прута.
Кириконобу – металлическая трость
Кириконобу (другие названия арибо и гёдзё) – толстая металлическая трость обычно восьмигранная. Длина этого оружия позволяла эффективно действовать против противника, вооруженного мечом.
Дзюттэ
Дзюттэ – «сила десяти рук» (другие варианты прочтения – «рука правды» или «рука правосудия»). Несмотря на то, что можно найти много публикаций, где описывается это оружие, его происхождение до сих пор вызывает много споров.
Вообще говоря, в Японии дзюттэ больше являлось своеобразным символом власти, удостоверяющим положение его владельца по цвету кистей, присоединенных к кольцу или отверстию на торце рукояти. Поэтому «штатные» сотрудники полиции (досин, комоно) носили дзюттэ постоянно, а внештатные окаппики – только во время патрулирования. По окончании патрулирования дзюттэ сдавалось в участок.
При аресте нарушителя или подозреваемого полицейский должен был подтвердить свои полномочия и предъявить дзюттэ и произнести фразу «Официальное дело» (аналог европейского «Именем закона»).
Обычно длина дзютте составляла от 20 до 60 см, и более. Но наиболее распространены были ее варианты длиной около 45 см. В дальнейшем (1-я половина 18 века) была установлена стандартная длина дзюттэ полиции - около 36 см.
Иногда при описании оружия полиции в средневековой Японии вместо дзюттэ упоминается тэтто (букв. «железный меч») - короткий металлический прут с рукоятью. Размеры тэтто примерно соответствовали самурайскому ножу танто (около 50 см). Это оружие могло иметь различную конструкцию, в том числе в виде разновидности самурайского «разбивателя шлемов» - кабутовари.
Кабутовари и его разновидности тэтто
Скорее всего, таким оружием пользовались не штатные сотрудники полиции, которым использовать дзюттэ было не по ранжиру.
При задержании дзюттэ и тэтто использовались как аналог современной полицейской дубинки. Например, ударом по руке противника можно было выбить из нее нож.
Бытует мнение, что крюк дзюттэ использовался для улавливания клинка меча и вырывания его из рук. Однако многие специалисты воспринимают это весьма скептически.