О реальном влиянии погоды на точность выстрела
Что ни говори, художественные произведения все-таки очень сильно влияют на восприятие той или иной сферы деятельности. С тех пор как снайперов стали изображать исключительно как высокоинтеллектуальных бойцов, которым необходимо учитывать какое-то зверское количество параметров от поправки на ветер до атмосферного давления, о влиянии этих параметров на стрельбу ведут споры даже охотники на уток.
И отчасти фильмы не врут — ветер, дождь, экстремальные температуры и даже пресловутое давление действительно влияют на итоговую траекторию полета пули. Но существенным или хотя бы заметным влияние большинства таких параметров будет только при стрельбе на экстремальные же дистанции с экстремальными требованиями к точности.
Объективно важные погодные условия: ветер, дождь, видимость
Ветер и дождь оказывают влияние на траекторию полета пули калибра 5,45 уже на расстоянии 200 метров. На расстоянии 200-500 метров и более влияние может быть решающим. Сильный ветер с дождем может стать причиной промаха и на меньших дистанциях. Как правило, проблема решается:
- - таблицами поправок;
- - пристрелочными выстрелами;
- - корректировкой прицела.
Разобраться с направлением и силой ветра помогут элементарные метеоприборы, с таблицами поправок на ветер разберется и школьник. В последнее время метеостанции стали внедрять непосредственно в компьютер прицельного устройства. Особо продвинутые э-прицелы даже поправки берут сами.
Что касается видимости, то если при использовании механического прицела все предельно ясно — если не видишь четко куда стрелять, то и не попадешь, то при использовании оптического, коллиматорного прицелов есть нюансы.
Большинство современных прицелов имеют подсветку, электронные прицелы — еще и режимы стрельбы в условиях затрудненной видимости. А есть еще тепловизоры, ночные прицелы, сложные чудо-девайсы, которые как бы дорисовывают цель.
При переключении режимов, автоматическом или ручном, цель может отображаться в прицеле не совсем корректно. Впрочем, в любом случае это лучше, чем стрелять вслепую.
Экстремальные температуры, высоты, давление
Наибольшее количество споров в стрелковом сообществе вызывает влияние температуры, влажности и давления на точность выстрела. Все сходятся на том, что не влиять эти параметры не могут, вопрос насколько существенно это влияние.
Любое огнестрельное оружие толкает снаряд газами от воспламенившегося пороха. Интенсивность воспламенения напрямую зависит и от температуры окружающей среды. На полет снаряда влияет и плотность воздуха тоже, а на нее, помимо температуры, влияют атмосферное давление, влажность.
Но с какого момента надо учитывать эти параметры, особенно если не забывать о том, что порохов на данный момент придумано огромное количество и интенсивность воспламенения у них различается? С 500 метров? С километра? Вопрос остается открытым.
Все сходятся на том, что на траекторию полета пули куда больше влияет ее форма, масса, материалы изготовления, чем условные -15 градусов по Цельсию. То есть, вероятнее всего, причины промахов будут крыться отнюдь не в плотности воздуха.
Впрочем, есть ситуации, при которых температура при прицеливании все-таки может влиять на точность выстрелов не меньше, чем, например, ветер. Речь идет о так называемых тепловых миражах. Горячий воздух, движущийся от разогретого предмета может создавать оптическую иллюзию, как бы отодвигающую наблюдаемую цель в сторону.
Обычно стрелки советуют выкручивать оптический прицел на максимальное увеличение, в этом случае иллюзию можно даже увидеть. В прицеле будут наблюдаться и призрачный и реальный контуры. По крайней мере так говорят американцы, для которых стрельба в жарких пустынях является традиционным развлечением.
А еще они утверждают, что подобные миражи могут появляться и в результате нагревания самого прицела, саундмодератора, дтк и ствола. В это случае советуют, наоборот, уменьшить кратность прицела.
Впрочем, мнимые контуры цели, которые, кстати, появляются не только при жаре, но и при дожде или тумане, обычно не являются проблемой для более-менее опытного стрелка.
Виды миража