Вся лицензионная продукция на сайте air-gun.ru представлена в ознакомительных целях, и не может быть приобретена дистанционным способом.
Вся лицензионная продукция на сайте air-gun.ru представлена в ознакомительных целях, и не может быть приобретена дистанционным способом.
Ваш город: Москва
Меню

Кто к нам с мечом придет, тот в орало и получит...

Хоть первое апреля уже минуло, а все ж вот оно....

Народ в статье Василича о деревянном кольте

www.air-gun.ru/social/readtopic/5957

начал вспоминать, как оно там было, в советстком детстве: кто где селитру ковырял и магний пилил, и переключились на тему деяний человеческого разума, не всегда разумных, или разумных, но масштабных, масштабных и непонятных с первого взгляда и анекдотичных. Короче, не укладывающихся в стандартное представление и несоответствующее законам конкретной техники и природы изделия.

В народе ту часть из них, которые относятся к подвижной бронированной техники называют *Шушпанцерами*, Вроде как *панцер*-танк, а *Шушпанчик*-слово из Интернет-жаргона, типа, зверек такой. Неведомый, но существующий.

Или еще вундервафлями зовут. Но суть этих *вафель* область пошире: тут и стрелковое оружие, и корабли и прочее....

Вообще же *Шушпанцерами*. как правило, называют единичные, или мелкосерийные бронированные самоходные машины, сделанные, что называется, *на коленке* в кустарных условиях без должного конструирования и, как правило, людьми, не имеющими должного опыта проектирования. Иногда под шушпанцерами понимают диковинные, монструозные (хоть и функционирующие) бронированные самохождные машины

Первый шушпанцер, как можно предположить, был самоходной печкой Емели

Или *наши сани едут сами* того же персонажа

была там и ступа Бабы-Яги (дрон, не иначе), и избушка на ножках(соответственно, вездеход)

И прочие интересности...но то все мифическое, неизведанное...

А вот реально-настоящее...

В глубокой древности у человека любое САМОХОДНОЕ оружие обладало двигательной силой, измерявшейся в ЧЕЛОВЕКАХ, СЛОНАХ, КОНЯХ, БУЙВОЛАХ и прочих особях, наличествующих на момент конкретного локального конфликта в конкретном месте. Надо сказать, что человечество всегда само себя истребляло в больших количествах, изобретая все новые и безжалостные средства помножения на нуль себе подобных.

Деревянные, или оббитые железом (бронзой) колесницы с серпами-саблями....жуткие времена и нравы.

Боевые слоны

Но назвать это шушпанчиком язык не повернется. Это-хорошо сконструированные, добротные приспособы, имеющие в своем послужном списке кучу фактов применения.

Изначально самоходные боевые машины делали из-за отсутствия научной базы и практического применения оных на поле брани. Потому и чертили всякие прожекты, а иногда, при наличии должных средств, материалов и энтузиазма, не боясь гонений инквизиции, и выпиливали кое-что...

Возможно, одним из вариантов шушпанцера можно считать танк Леонардо да Винчи

Да, Леонардо оставил после себя 14 картин, а еще есть *полотна неизвестного художника* этого же периода, написанных в манере Леонардо, которые историки и знатоки искусства с удовольствием приписывают руке великого Мастера. Айвазовский, например, написал более 6000 картин.

Но речь не о том. Будучи прозорливым футуристом, Леонардо сделал многочисленные наброски кучи летающих, стреляющих, ездящих, плавающих и прочих аппаратов и приспособлений, но...ни одно из изделий так и не было воспроизведено, что называется, *в металле*. Да и технология просто отсутствовала. Напрочь. Совсем.

То есть Шушпанцеры, как класс, отсутствовали. Ибо осадная техника-присутствовала, выпускалась массово, функции свои выполняла. Стоила нехило.

Все изменилось с изобретением паровой машины и началом строительства паровых тракторов. И вот-аппарат, несущий на борту кучу чугунных пушек, с корпусом-миской (весьма недурно, учитывая углы наклона листов брони) и вращающимися клинками, чтоб отгонять аборигенов (опять-колесницы!!!). Так, наверное, думал Джеймс Коуэн в 1885 году. И аппарат остался на бумаге.

Или проект Э.Буйена...*Наш бронепоезд стоит на запасном пути*, ибо двигателя для него пока не придумали, но товарищ шел верным путем. И опять на бумаге.

Но это не шушики. Ибо все это-бумага и тлен. Прицепиться не к чему. Нет сделанного из металла аппарата, проехавшего сотню-другую метров и напугавшего врага. А то и не проехавшего. И все равно напугавшего.

В общем, это был приквелл. Или пролог... Как хотите.

Теперь повествование.

Как уже было сказано, толчком к развитию более-менее правдоподобной бронетехники послужило серийное производство тракторов-рутьеров. Цепляли к трактору прицеп с орудием и, знай себе, катили себе-врага воевать. Вот пример из жизни периода англо-бурской войны.

Кстати, в прицепныз вагонах не только могли с удобством устроиться солдаты, но и разместиться полевые орудия. Не иначе, перед нами прообраз бронепоезда. Правда, дымит-за километры видно, что едет...Но ведь смотрится неплохо, совсем неплохо для самого начала 20 века.(фотографиям примерно 1900-1901 год).

С началом массового применения относительно небольших и мощных (для того времени) бензиновых двигателей (в противовес более опасным, сложным в обслуживании и тяжелым паровым) стали много производить легковых автомобилей, грузовиков, прочей необходимой человеку техники. В том числе и тракторов. Но уже не паровых. 

Интересен опыт изготовления бронеавтомобилей во время революции в Мексике (1910-1917 гг.)

 

А тут началась первая мировая… И понеслось…

В это время позиционная война сумела существенно вымотать и проредить войска противоборствующих сторон. Не только снаряды и патроны губили солдат. Антисанитария, и, как следствие, тиф, вши и прочее косило солдат.

Русская армия накопила некоторый опыт в использовании бронеавтомобилей, вооруженных пулеметами Максим, или мелкокалиберными пушками. Но легкое бронирование коммерческих автомобилей существенного премущества не давало-шасси было сильно перегружено, да и проходимость по полю боя оставляла желать лучшего. Окопы, колючая проволока, траншеи были серьезной проблемой. Поэтому опять обратились к теме бронированных тракторов. Более тяговитые и проходимые, они были более привлекательны для использования в качестве основы для бронетехники. Но в то же время более медленные, чем автомобили. 

Наиболее интересным прообразом на гусеничной базе был бронетрактор Гулькевича (1916г.).

В качестве базы для бронирования Гулькевич выбрал гусеничный трактор американской фирмы ALLIS CHALMERS MOTOR TRUCK.

Эти трактора были закуплены изначально в качестве тягачей для полевых орудий. Бронетрактор вооружался двумя пулеметами Максим и 76-мм пушкой. По задумке автора бронетрактор шел кормовой частью на позиции врага, поливая его снарядами и пулями, а затем, израсходовав боезапас, передним ходом на скорости возвращался на свои позиции. Соответственно, корма была серьезно бронирована.

Бронетрактор *Красный Петербург*

 

И еще был вариант применения вышеназванного трактора в качестве открытой платформы для полевого орудия

Другой подобный вариант-на базе английского трактора Буллок-Ломбард

и бронетрактор из него

 

Кстати, несколько Ломбардов принимали участие на стороне Белой Армии, потом были захвачены бойцами Красной Армии.

 

Killen-Strait бронированный трактор.(Великобритания, 1916 год)

А цивильный вариант его выглядит так

Нам сейчас эти мастодонты кажутся смешными, неповоротливыми, уязвимыми. А тогда-это было новшеством, прорывом человеческого военного гения.

Тем не менее, во многих странах-участниках войны усиленными темпами бронировали все, что могло ездить и вооружали всеми общедостуупными способами.

В основном, это были грузовики.

Например, грузовик фирмы *Otocar* (Канада)

Легко и непринужденно переделали в броневик

В России  немецкий грузовик Маннесман-Мулаг

Он же, перевооруженный двумя пулеметами и пушкой Гочкиса и бронированный

К слову, в бронечастях Белой армии в феврале 1919 года в Новороссийске тоже было собрано несколько бронетракторов на базе американских Visconsin. По конструкции эти машины были схожи с тракторами Гулькевича. 

К слову, часть бронетракторов после Гражданской войны были разбронированы и отправлены на помощь сельскому хозяйству страны.

К 1930-м годам индустриализация в СССР шла полным ходом, а вот Красная армия по-прежнему передвигалась, образно говоря, на тачанках. Полноценные танки были дороговаты, а водрузить орудия на бронированные тракторные шасси было делом не столь трудным.  
Приказ о разработке броневиков на базе тракторов получил ленинградский завод «Большевик», и уже в августе 1931 года на свет появилась самоходная установка СУ-2.

По сути, эта конструкция стала прародительницей всех советских СУ, в том числе могучих СУ-76.
 
Базировалась СУ-2 на тракторе «Коммунар 9ГУ» 

и была оснащена 76-мм орудием. В октябре опытный образец с имитацией брони из обычной стали прошел полевые испытания. Машина с экипажем из пяти человек проехала более 30 км, сделала ряд выстрелов, в том числе и на ходу. Никаких «противопоказаний» к ее постановке на серийное производство выявлено не было, но проект неожиданно свернули. Скорее всего, в этом были замешаны внутренние интриги, а не техническая сторона вопроса. Была попытка сконструировать и еще одно шасси СУ-5 с 76-мм пушкой образца 1915 года. Этот трактор прошел испытания в 1932 году, но проект остановили из-за того, что тракторное шасси не могло выдержать более мощного вооружения.

В те же годы была предпринята и еще одна попытка создать бронетрактор. В 1930 году управление механизации и моторизации Красной армии (УММ РККА) одобрило инициативу начальника опытно-конструкторского бюро Н.Н. Дыренкова.

Н.Н.Дыренков

Под его руководством было осуществлено бронирование четырех тракторов – трех «Коммунаров 9ГУ» и одного Caterpillar 60. В результате было построено четыре эрзац-танка: Д-10 (пушка и два пулемета, шасси «Коммунар»);

Д-11 (пушка и два пулемета, шасси Caterpillar);

Д-14 (десантный с экипажем 15 человек);

Д-15 (химического нападения с распылителем и резервуарами для отравляющих веществ).


 
Традиционная гонка привела к катастрофическим недоработкам в конструкции всех четырех танков. Первые три, конечно, прошли на испытаниях порядка сотни километров, но количество недостатков превысило все возможные нормы. Ладно, что на подъемах топливо переставало поступать самотеком в двигатель и тракторы глохли. Не так важен даже факт серьезной неустойчивости тракторов – они переворачивались несколько раз. Но то, что выхлопные газы при работе двигателя поступали в кабину (конечно, не полностью, но ощутимо), стало последней каплей. 

К слову, имеющий только начальное образование, Дыренков конструировал довольно передовые для своего времени танки. Например, колесно-гусеничный Д-4

и мотоброневагон Д-5


 
К 1932 году вся работа над суррогатными танками Дыренкова была свернута. Последний танк Д-15 даже не был запущен в испытания. Он мертвым грузом простоял некоторое время во дворе завода, после чего был разрезан на металл.

Продолжение в следующей статье...Перекуем орала на мечи. ч.2


 

 

 

 

 

05 Апреля 2019
Просмотреть отзывы