В преддверии празднования годовщины Победы в прессе и на телевидении выходит много материалов о ветеранах, битвах, оружии, опубликовывают воспоминания, снимают документальные и художественные фильмы.
И тем интереснее исследовать малоизвестные и неохваченные страницы истории Второй мировой войны. Пример такой истории-германская амфибия LWS. Это неудивительно: построенная ограниченной серией, малоиспользованная и практически неизвестная, а историки, режиссеры кинолент и документалисты уделили ей мало внимания.
LWS (c немецкого Land-Wasser-Schlepper) — немецкий транспортный тягач-амфибия.
Проектирование данного аппарата было начато в 1935 году по указанию Германского Управления вооружений сухопутных сил (Heereswaffenamt, HWaA).
Уже в июле 1940 года было представлено 7 машин,
а в марте 1941, с доработками-еще 14 аппаратов.
Поздние модели оснащались 300-сильным двигателем Maybach HL210 TRM
Двигатели такого типа устанавливались на немецкие средние танки Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, а также на другие машины, построенные на их базе.
С коробки передач обороты раздавались на правую и левую передние бортовые передачи (трансмиссии SSG-75) (как во всех гусеничных машинах у немцев),
а на гребные винты-через карданный вал и заднюю трансмиссию.
От задней трансмиссии также отбиралась мощность на заднюю лебедку
В поздней модификации в крыше рубки находилась одна выхлопная труба с вентилятором для принудительного охлаждения моторного отсека, перед ней располагалось место наблюдателя-впередсмотрящего
Амфибию предполагалось использовать для доставки десанта морем, переправы техники и грузов через водные преграды. Поскольку внутри кабины было мало места, десант располагался на буксируемой барже.
Предполагалось использовать эти амфибии в операции ''Морской Лев'' (Unternehmen Seel?we), планировавшейся Гитлером десантной операции по высадке на Британские острова. Но высокий центр тяжести, низкие мореходные качества амфибии вкупе со слабой подвеской, унифицированой с легким танком Pz.Kpfw38(t) и с танком Pz.Kpfw II заставили отказаться от этой идеи.
К тому же гусеница амфибии была унифицирована с танком Pz.Kpfw II и была шириной всего 310 мм. Это с легкостью позволяло многотонной машине застревать в прибрежном морском песке, амфибии постоянно ''разувались'', многоколесная подвеска часто ломалась.
Амфибии использовали в Северной Африке и на Восточном фронте, в основном для преодоления речных преград.
Технические характеристики LWS
Боевая масса, т | 13 |
Экипаж, чел. | 3 |
Разработчик |
Rheinmetall-Borsig |
Годы разработки | 1935-1940 |
Грузоподъемность, кг | 1500 |
Длина корпуса, мм | 8580 |
Ширина корпуса, мм | 3300 |
Высота, мм | 3130 |
Мощность двигателя, л. с. | 300 на 3000 об/мин. |
Скорость по шоссе, км/ч | до 53 |
Запас хода по шоссе, км | 650 |
Скорость по воде, км/ч | до 12 |
Чуть позже были спроектированы и построены LWS-II, с ходовой полностью на базе танка PzKpfw IV
Две таких амфибии с понтоном могли транспортировать средний танк или САУ
Попытки создать нечто подобное предпринимали и японцы. Пример-амфибия Ka-Tsu
Несколько лучше в производстве средней и тяжелой амфибийной техники были успехи у американцев (правда, в колесных аппаратах):
Колесный Ford GPA
GMC DUKW 353
а также гусеничная серия амфибий LVT
Вторая мировая война показала, какое большое значение при форсировании рек и водоемов с оборонительными сооружениями на них могут иметь плавающие транспортные автомобили. Они могут высадить на берег десант, вооружение и боеприпасы, а по возможности поддержать пулеметным и даже пушечным огнем наступление.
Именно с этой целью в СССР и были, уже после войны, спроектированы амфибии БАВ и ДАЗ
Для написания статьи использовались:
материалы журналов серии ''Танк на поле боя''
46 - LWS германская гусеничная амфибия. Часть I
https://cloud.mail.ru/public/FnjD/7jfkgm5Dd
47 - LWS германская гусеничная амфибия. Часть II
https://cloud.mail.ru/public/H9Xf/aX3z678LU
фотографии собственной модели LWS,
фотографии Всемирной.
С наступающим праздником, уважаемые камрады!
Автор: Steamer
1361 просмотров