Вся лицензионная продукция на сайте air-gun.ru представлена в ознакомительных целях, и не может быть приобретена дистанционным способом
Пневматические пистолеты
Пневматические пистолеты
Пневматические винтовки
Пневматические винтовки
Пули и шарики
Пули и шарики
Оптические прицелы и ЛЦУ
Оптические прицелы и ЛЦУ
Кобуры, чехлы, кейсы
Кобуры, чехлы, кейсы
Ножи
Ножи
Гладкоствольное оружие
Гладкоствольное оружие
Нарезное оружие
Нарезное оружие
Сигнальное оружие и СХП
Патроны к оружию
Патроны к оружию
Сейфы
Сейфы

Чат WhatsApp

Михаил Кутузов

И снова здрасте !

                                                                      СПРАВКА
   Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис, модификация 68-А. Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова.

1)Михаил Кутузов

  Был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе имени Н. И. Носенко, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1951 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг, зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года.

  В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. передислоцирован в г. Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.
28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
С начала первого похода прошел 211900 миль.
На крейсере находится филиал музея Военно-Морского флота, в данный момент функционирует, проводятся экскурсии.

 Основные характеристики
Водоизмещение    18 640 тонн
Длина    210 м
Ширина    23 м
Высота    52,5 м
Осадка    7,3 м
Бронирование    бронепояс 100 мм
Двигатели    Двухвальная, два турбозубчатых агрегата, тип ТВ-7
Мощность    121 000 л. с. (89 МВт)
Движитель (винт)    2
Скорость хода    35 узлов (64,82 км/ч)
Дальность плавания    7400 миль при 16 узлах
Экипаж    1200 человек
Автономность 45 суток
Мореходность - неограниченная

Вооружение
Артиллерия    12 (4 х 3) х 152,4-мм (4 трёхорудийные башни МК-5 бис)
12 (6 х 2) х 100-мм универсальных орудий СМ-5-1С;
Зенитная артиллерия    12 зенитных двухорудийных установок В-11, после модернизации добавлены 8 спаренных 30-мм артустановок АК-230
Минно-торпедное вооружение    179 мин

  Современное использование
  Крейсер находится в резерве ВМФ, артиллерия и силовая установка полностью функциональны.  Крейсер является открытым для посещения музеем. Проводятся платные экскурсии. Рассматриваются вопросы о музеефикации и ремонте крейсера. Запланирован ремонт крейсера на Новороссийском судоремонтном заводе. В 2014 году, после присоединения Крыма, проживающая в Севастополе группа ветеранов, служивших в разное время на крейсере, выступила с инициативой перевода корабля обратно в Севастополь.В День Победы 9 мая 2016 года в Новороссийске крейсер «Михаил Кутузов» произвёл артиллерийский салют во время военного парада.
                    
                                                        ЭКСКУРСИЯ
  Находясь на отдыхе в селе Дивноморском, в 35-ти от Новороссийска, было-бы преступлением не посетить знаменитый боевой корабль. Выбрав погожий день мы и отправились в Новоросийск на экскурсию.Без труда нашли главную площадь и пристань морвокзала и сам крейсер. 
2)Михаил Кутузов
Не увидеть корабль с главной площади просто невозможно, но при длинне почти в четверть километра он как-то теряется на фоне портовых кранов и гражданских судов, подчас больших по размерам.Подходим к трапу.
3)Михаил Кутузов
Нам предлогают подождать минут 15-20, для сбора группы человек в 25-30. Группа набирается быстро и нас приглашают подняться на борт.В рубке дежурного по кораблю оборудована касса. Билеты по 200 рублей и 50 рублей за разрешение на фотосьемку (непрофессиональную).Пока ждем экскурсовода, изучаем таблички.
4)Михаил Кутузов
5)Михаил Кутузов
6)Михаил Кутузов
И фотографируемся рядом с корабельным колоколом.
7)Михаил Кутузов
Осматриваемся и нас постигает первое разочарование.Для осмотра выставлена мина но минных дорожек, по которым такие мины катали, нет - сгнили.
8)Михаил Кутузов
Некогда надраенная до белезны палуба из лиственницы, имеет плачевное состояние.
9)Михаил Кутузов
Металлу тоже досталось от времени .

10)Михаил Кутузов
11)Михаил Кутузов
12)Михаил Кутузов
Но подходит экскурсовод и начинается то, зачем собственно и приехали - экскурсия. Надо сразу оговорится, что экскурсия  довольно сокращенная, на все примерно один час. Ну что за такое время можно увидеть на боевом корабле. Вот в принципе ничего и не показывают.На юте, коротко про башню главного калибра и судовой колокол. На шкафуте 100мм и 37мм зенитные артустановки. На баке волнорез, главный калибр, коротко о ходовом мостике и 30мм артустановках.На обратном пути проход через коридор офицеров, кают-компанию, по пути - лазарет, кубрик, камбуз. Все это довольно быстро и с минимальными коментариями, которые услышать не просто из-за количества людей в группе и своей отдаленности от экскурсовода.Дальше выход на ют и досвидания,экскурсия окончена.Мы пройдем тем-же маршрутом, но с более подробными комментариями.
 Итак Ют. 
13)Михаил Кутузов
На юте безусловно самое прмечательное это орудия главного калибра.Установка МК-5 бис
14)Михаил Кутузов
15)Михаил Кутузов
Калибр 152.4мм,
 Стрельба по морским и береговым целям,дальность стрельбы 31 км, скорострельность 7,5 выстрелов в минуту на ствол, боекомплект 625 снарядов и 1000 зарядов. боевой расчет 63 человека, лобовая броня 175мм, бортовая - 100мм.Управление огнем при помощи дальномера.
16)Михаил Кутузов

17)Михаил Кутузов
Тут позволим себе небольшое лирическое отступление. Калибр 152.4 мм, вреде-бы небольшой по меркам кораблей времен 2-й мировой войны, когда на линкорах он доходил до 530мм. Но семь с половиной выстрелов в минуту на ствол! Арифметика простая 7.5 на 12 стволов = 90 - 152мм снарядов в МИНУТУ ! На пару минут эти пушки любой корабль разорвут в клочья. До появления на нашем флоте ракетного оружия, крейсера проекта 68 и 68 бис, были пожалуй самой грозной силой. 
  Но продолжим экскурсию и подходим к рынде.
 Рында — устоявшееся в русском языке название судового колокола.
Причём термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — сигнал (звон) судового колокола в полдень. В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени (бьют склянки полчаса - полсклянки, час - склянка), также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. Восемь ударов в рынду (четыре склянки) обозначают полдень. Обычно рынды устанавливаются на всех современных кораблях и судах.В современных Российских ВМФ для надводных кораблей 1 и 2 ранга отбитие склянок регулируется    Корабельным уставом ВМФ РФ:
08:00 — отбивают 8 склянок (четыре сдвоенных удара в корабельный колокол)
08:30 — отбивают 1 склянку (один удар)
09:00 — отбивают 2 склянки (один сдвоенный удар)
09:30 — отбивают 3 склянки (один сдвоенный удар и один удар) и так далее до 12:00.
12:00 — бьют «рынду» (3 троекратных удара в корабельный колокол).
Со следующего получаса, то есть с 12:30 начинается новый счет склянок до 16:00, с 16:00 до 20:00 и с 20:00 до 23:00, то есть до отбоя.
В 23:00 отбивают 6 склянок.
 Экскурсовод утверждает что колокол Михаила Кутузова слышно на 5 километров.
  По трапу поднимаемся на шкуфут, попутно любуясь на современный фрегат пришвартованный к правому борту крейсера.К сожалению нас вежливо попросили воздержатся от фотографирования новейщего корабля. Подходим к 100мм артустановке СМ-5-1С.
18)Михаил Кутузов
19)Михаил Кутузов
20)Михаил Кутузов
21)Михаил Кутузов
22)Михаил Кутузов
И в очередной раз поражаемся совершенством артсистем крейсера
Калибр 100мм
дальность стрельбы по воздушным целям - 18 километров
дальность стрельбы по надводным и береговым целям - 23 километра
скорострельность 18 выстрелов в минуту на установку
вес патрона 27-32 кг.
боевой расчет 19 человек
броня 20мм.
Установка полностью стабилизированная,т.е. качка ей не помеха.
Следующая остановка у зенитных установок В-11
23)Михаил Кутузов
24)Михаил Кутузов
25)Михаил Кутузов
 Довольно неплохая, для своего времени, установка
калибр 37мм
средняя дальность стрельбы 3700метров
скорострельность 180 выстрелов на установку
вес патрона 1.5 кг.
боевой расчет 8 человек
  Спускаясь по трапу проходим на бак. Вид впечатляет.
26)Михаил Кутузов
27)Михаил Кутузов
28)Михаил Кутузов
29)Михаил Кутузов
 Стоя вот так, рядом со стволами глвного калибра понимаещь всю мощь этой машины войны.
 Корабль управлялся с ходового мостика, там-же и главный командный пост.Это семь квадратных окон. В случае опасности командование кораблем переносилось на запасной ГКП внутри надстройки. Там устроена как-бы броне-капсула и продублированы все системы управления. Надстройка с четырмя окнами - флагманский командный пост, для управления соединением кораблей , в случае если крейсер является флагманом соединения.
30)Михаил Кутузов
На этой фотограффии хорошо видны, добавленные при модернизации зенитные автоматы АК-230.
калибр 30мм
для стрельбы по морским и воздушным целям
дальность стрельбы 4,5 километра
скорострельность - 1080 выст/в мин. на установку
боекомплект 3000 снарядов
боевой расчет 3 человека
 Примечательны якорные цепи. Она длинной 380метров, другая 350.Вес каждого звена 32 кг.После фотографирования на быке нас приглашают внутрь корабля.К большому сожалению для обзора представлен только коридор офицеров правого борта, с помешениями в которые можно из него попасть.
31)Михаил Кутузов
Первым следует самое большое на корабле помещение, кают-компания офицеров.
32)Михаил Кутузов
33)Михаил Кутузов
Матросам сюда вход закрыт, кроме вестовых и коков.Обращения по званиям между офицерами не приняты, только по имени-отчеству,разговоры на многие темы (политические, рассовые и т.д.) запрещены, короче только о птичках  и погоде.В кают-компании Михаила Кутузова побывали все руководители СССР и России от Хрущва до В.В.Путина, множество космонавтов в том числе и Гагарин. Были тут и первые лица целого ряда государств. Подписывались документы государственного и международного значения. Покидая кают-компанию загладяваем на камбуз.
34)Михаил Кутузов
Большие котлы и плита бездействуют, для своих нужд хранители музея установили современную газовую плиту.Дальше по коридору каюта помошника командира.
35)Михаил Кутузов
В маленьком ответвлении открыта дверь поста подачи снарядов к башне 100мм. орудий
36)Михаил Кутузов
37)Михаил Кутузов
38)Михаил Кутузов
Дальше судовой лазарет. В нем в свое время умудрялись делать вполне серьезные операции, аппендицит точно вырезали.
39)Михаил Кутузов
40)Михаил Кутузов
41)Михаил Кутузов
Дальше по каридору матроский кубрик на 25 человек.Быт матросов на старых кораблях довольно не прихотлив. Кубрик служил и спальней и комнатой для приема пищи, и политзанятия проводили тут-же.  Всё имущество моряков хранилось в рундуках. Но не вся жизнь проходила в кубрике, большая часть всё-же на боевом посту и в местах проведения тренировок и приборок.
42)Михаил Кутузов
     ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЭКСКУРСИИ
   За один час обойти боевой корабль, даже меньшего размера невозможно. Конечно хотелось-бы увидеть силовые установки, ходовой мостик, артпогреба, дизельгенераторы, камеры хранения продовольствия. Много чего осталось за кадром.Но это понятно. На экскурсию приходят разные люди, разных возрастов, с детьми.Передвижение по кораблю для многих задача далеко не простая, подъем или спуск по трапу для группы экскурсантов занимает значительное время. А ведь есть помещения, в которые ведут вертикальные трапы, ну как туда вести не подготовленных людей, или людей с детьми на руках. Вот поэтому музейщики и ограничились проходом по верхней палубе и всего двумя трапами, тут я их понимаю. К экскурсоводу притензий то-же нет.Обо всем расказано коротко но внятно - по военному.Да по другому и быть не может. Сотрудники музея бывщие члены экипажа крейсера. Последний командир корабля сейчас является директором музея и живет на крейсере. Похоже  корабль, в относительно надлежащем виде, поддерживается только их усилиями и на средства от экскурсий.Средств этих явно не хватает и как следствие крейсер потихоньку превращяется в рухлядь.Но главная энергетическая установка и вся артилерия в рабочем состоянии.На фотографии механизма подачи 100 мм. снарядов можно рассмотреть слой консервирующей смазки.Есть и планы по ремонту корабля и превращению его в полноценный музей. Только не вышло-бы как с Авророй, от которой мало что осталось. Но время покажет, как сложится судьба славного корабля.
   Если будете в Новороссийске, посетите Михаила Кутузова. Пусть экскурсия очень поверхностная, но представление о корабле она дает и впечатления остаются, особенно для мальчишек.

               КОРАБЛЬ ДЛЯ ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ
Почему для прошедшей ? Все просто - вот выдержка из справочной литературы про корабли проекта 68-68 бис -

В декабре 1938 г. рассмотрение технического проекта 68 прошло в Управлением кораблестроения ВМФ. В 1939 г. приступили к закладке крейсеров пр.68 на стапелях сразу нескольких судостроительных заводов. В рамках пятилетнего плана (1938—1942 гг.) планировалось развернуть строительство 16 кораблей, со сдачей 5 из них флоту в 1942 г. Однако 22 июня началась война. А уже 10 июля 1941 г. постановлением ГКО строительство крейсеров проекта 68 и других крупных кораблей приостановили.
   Вернулись в строительству только после войны. Флот был сильно потрепан, кресера и линкоры прошедшие войну, свой ресурс выработали. Разрабатывать что-то новое не было ни времени, ни финансов. Флот нуждался в новых кораблях. И правительство вынужденно принимает решение о запуске в серию, посути устаревщих кораблей. Уже позже на крейсерах этого проекта проходили обкатку первые ЗРК и новые РЛС. При ремонтах и реконструкциях на них устанавливались и противокарабельные ракетные комплексы.Все принятые меры позволили 68му проекту продержатся практисески до конца 20го века.
  Были у проекта и сушественные недостатки. Это отсутствие упокоителей (компенсаторов) качки. Слишком большое водоизмещение, для примененного вооружения. Относительно малый главный калибр для такого водоизмещения.
  Были и плюсы. Полностью сварной корпус.Двойное дно, в купе с водонепроницемыми отсеками, обеспечивало кораблю очень высокую живучесть и защищенность от мин и торпед. При затоплении любых трех отсеков корабль мог держатся на плаву.
   Как-бы там не было, но крейсера проекта 68 - 68 бис служили верой и правдой почти полвека

43)Михаил Кутузов

                                                                                                                                                                                                                               С уважением СКР-810.
                                                                                                                                                                                                                                 03 июля 2017 г.

 

 

 
 
   

 


 


  

 

03 Июля 2017
Автор: Юра Васильевич
1228 просмотров
Просмотреть отзывы
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.