И снова здрасте !
СПРАВКА
Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис, модификация 68-А. Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова.
Был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе имени Н. И. Носенко, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1951 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг, зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года.
В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. передислоцирован в г. Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.
28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
С начала первого похода прошел 211900 миль.
На крейсере находится филиал музея Военно-Морского флота, в данный момент функционирует, проводятся экскурсии.
Основные характеристики
Водоизмещение 18 640 тонн
Длина 210 м
Ширина 23 м
Высота 52,5 м
Осадка 7,3 м
Бронирование бронепояс 100 мм
Двигатели Двухвальная, два турбозубчатых агрегата, тип ТВ-7
Мощность 121 000 л. с. (89 МВт)
Движитель (винт) 2
Скорость хода 35 узлов (64,82 км/ч)
Дальность плавания 7400 миль при 16 узлах
Экипаж 1200 человек
Автономность 45 суток
Мореходность - неограниченная
Вооружение
Артиллерия 12 (4 х 3) х 152,4-мм (4 трёхорудийные башни МК-5 бис)
12 (6 х 2) х 100-мм универсальных орудий СМ-5-1С;
Зенитная артиллерия 12 зенитных двухорудийных установок В-11, после модернизации добавлены 8 спаренных 30-мм артустановок АК-230
Минно-торпедное вооружение 179 мин
Современное использование
Крейсер находится в резерве ВМФ, артиллерия и силовая установка полностью функциональны. Крейсер является открытым для посещения музеем. Проводятся платные экскурсии. Рассматриваются вопросы о музеефикации и ремонте крейсера. Запланирован ремонт крейсера на Новороссийском судоремонтном заводе. В 2014 году, после присоединения Крыма, проживающая в Севастополе группа ветеранов, служивших в разное время на крейсере, выступила с инициативой перевода корабля обратно в Севастополь.В День Победы 9 мая 2016 года в Новороссийске крейсер «Михаил Кутузов» произвёл артиллерийский салют во время военного парада.
ЭКСКУРСИЯ
Находясь на отдыхе в селе Дивноморском, в 35-ти от Новороссийска, было-бы преступлением не посетить знаменитый боевой корабль. Выбрав погожий день мы и отправились в Новоросийск на экскурсию.Без труда нашли главную площадь и пристань морвокзала и сам крейсер.
Не увидеть корабль с главной площади просто невозможно, но при длинне почти в четверть километра он как-то теряется на фоне портовых кранов и гражданских судов, подчас больших по размерам.Подходим к трапу.
Нам предлогают подождать минут 15-20, для сбора группы человек в 25-30. Группа набирается быстро и нас приглашают подняться на борт.В рубке дежурного по кораблю оборудована касса. Билеты по 200 рублей и 50 рублей за разрешение на фотосьемку (непрофессиональную).Пока ждем экскурсовода, изучаем таблички.
И фотографируемся рядом с корабельным колоколом.
Осматриваемся и нас постигает первое разочарование.Для осмотра выставлена мина но минных дорожек, по которым такие мины катали, нет - сгнили.
Некогда надраенная до белезны палуба из лиственницы, имеет плачевное состояние.
Металлу тоже досталось от времени .
Но подходит экскурсовод и начинается то, зачем собственно и приехали - экскурсия. Надо сразу оговорится, что экскурсия довольно сокращенная, на все примерно один час. Ну что за такое время можно увидеть на боевом корабле. Вот в принципе ничего и не показывают.На юте, коротко про башню главного калибра и судовой колокол. На шкафуте 100мм и 37мм зенитные артустановки. На баке волнорез, главный калибр, коротко о ходовом мостике и 30мм артустановках.На обратном пути проход через коридор офицеров, кают-компанию, по пути - лазарет, кубрик, камбуз. Все это довольно быстро и с минимальными коментариями, которые услышать не просто из-за количества людей в группе и своей отдаленности от экскурсовода.Дальше выход на ют и досвидания,экскурсия окончена.Мы пройдем тем-же маршрутом, но с более подробными комментариями.
Итак Ют.
На юте безусловно самое прмечательное это орудия главного калибра.Установка МК-5 бис
Калибр 152.4мм, Стрельба по морским и береговым целям,дальность стрельбы 31 км, скорострельность 7,5 выстрелов в минуту на ствол, боекомплект 625 снарядов и 1000 зарядов. боевой расчет 63 человека, лобовая броня 175мм, бортовая - 100мм.Управление огнем при помощи дальномера.
Тут позволим себе небольшое лирическое отступление. Калибр 152.4 мм, вреде-бы небольшой по меркам кораблей времен 2-й мировой войны, когда на линкорах он доходил до 530мм. Но семь с половиной выстрелов в минуту на ствол! Арифметика простая 7.5 на 12 стволов = 90 - 152мм снарядов в МИНУТУ ! На пару минут эти пушки любой корабль разорвут в клочья. До появления на нашем флоте ракетного оружия, крейсера проекта 68 и 68 бис, были пожалуй самой грозной силой.
Но продолжим экскурсию и подходим к рынде.
Рында — устоявшееся в русском языке название судового колокола.
Причём термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — сигнал (звон) судового колокола в полдень. В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени (бьют склянки полчаса - полсклянки, час - склянка), также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. Восемь ударов в рынду (четыре склянки) обозначают полдень. Обычно рынды устанавливаются на всех современных кораблях и судах.В современных Российских ВМФ для надводных кораблей 1 и 2 ранга отбитие склянок регулируется Корабельным уставом ВМФ РФ:
08:00 — отбивают 8 склянок (четыре сдвоенных удара в корабельный колокол)
08:30 — отбивают 1 склянку (один удар)
09:00 — отбивают 2 склянки (один сдвоенный удар)
09:30 — отбивают 3 склянки (один сдвоенный удар и один удар) и так далее до 12:00.
12:00 — бьют «рынду» (3 троекратных удара в корабельный колокол).
Со следующего получаса, то есть с 12:30 начинается новый счет склянок до 16:00, с 16:00 до 20:00 и с 20:00 до 23:00, то есть до отбоя.
В 23:00 отбивают 6 склянок.
Экскурсовод утверждает что колокол Михаила Кутузова слышно на 5 километров.
По трапу поднимаемся на шкуфут, попутно любуясь на современный фрегат пришвартованный к правому борту крейсера.К сожалению нас вежливо попросили воздержатся от фотографирования новейщего корабля. Подходим к 100мм артустановке СМ-5-1С.
И в очередной раз поражаемся совершенством артсистем крейсера
Калибр 100мм
дальность стрельбы по воздушным целям - 18 километров
дальность стрельбы по надводным и береговым целям - 23 километра
скорострельность 18 выстрелов в минуту на установку
вес патрона 27-32 кг.
боевой расчет 19 человек
броня 20мм.
Установка полностью стабилизированная,т.е. качка ей не помеха.
Следующая остановка у зенитных установок В-11
Довольно неплохая, для своего времени, установка
калибр 37мм
средняя дальность стрельбы 3700метров
скорострельность 180 выстрелов на установку
вес патрона 1.5 кг.
боевой расчет 8 человек
Спускаясь по трапу проходим на бак. Вид впечатляет.
Стоя вот так, рядом со стволами глвного калибра понимаещь всю мощь этой машины войны.
Корабль управлялся с ходового мостика, там-же и главный командный пост.Это семь квадратных окон. В случае опасности командование кораблем переносилось на запасной ГКП внутри надстройки. Там устроена как-бы броне-капсула и продублированы все системы управления. Надстройка с четырмя окнами - флагманский командный пост, для управления соединением кораблей , в случае если крейсер является флагманом соединения.
На этой фотограффии хорошо видны, добавленные при модернизации зенитные автоматы АК-230.
калибр 30мм
для стрельбы по морским и воздушным целям
дальность стрельбы 4,5 километра
скорострельность - 1080 выст/в мин. на установку
боекомплект 3000 снарядов
боевой расчет 3 человека
Примечательны якорные цепи. Она длинной 380метров, другая 350.Вес каждого звена 32 кг.После фотографирования на быке нас приглашают внутрь корабля.К большому сожалению для обзора представлен только коридор офицеров правого борта, с помешениями в которые можно из него попасть.
Первым следует самое большое на корабле помещение, кают-компания офицеров.
Матросам сюда вход закрыт, кроме вестовых и коков.Обращения по званиям между офицерами не приняты, только по имени-отчеству,разговоры на многие темы (политические, рассовые и т.д.) запрещены, короче только о птичках и погоде.В кают-компании Михаила Кутузова побывали все руководители СССР и России от Хрущва до В.В.Путина, множество космонавтов в том числе и Гагарин. Были тут и первые лица целого ряда государств. Подписывались документы государственного и международного значения. Покидая кают-компанию загладяваем на камбуз.
Большие котлы и плита бездействуют, для своих нужд хранители музея установили современную газовую плиту.Дальше по коридору каюта помошника командира.
В маленьком ответвлении открыта дверь поста подачи снарядов к башне 100мм. орудий
Дальше судовой лазарет. В нем в свое время умудрялись делать вполне серьезные операции, аппендицит точно вырезали.
Дальше по каридору матроский кубрик на 25 человек.Быт матросов на старых кораблях довольно не прихотлив. Кубрик служил и спальней и комнатой для приема пищи, и политзанятия проводили тут-же. Всё имущество моряков хранилось в рундуках. Но не вся жизнь проходила в кубрике, большая часть всё-же на боевом посту и в местах проведения тренировок и приборок.
ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЭКСКУРСИИ
За один час обойти боевой корабль, даже меньшего размера невозможно. Конечно хотелось-бы увидеть силовые установки, ходовой мостик, артпогреба, дизельгенераторы, камеры хранения продовольствия. Много чего осталось за кадром.Но это понятно. На экскурсию приходят разные люди, разных возрастов, с детьми.Передвижение по кораблю для многих задача далеко не простая, подъем или спуск по трапу для группы экскурсантов занимает значительное время. А ведь есть помещения, в которые ведут вертикальные трапы, ну как туда вести не подготовленных людей, или людей с детьми на руках. Вот поэтому музейщики и ограничились проходом по верхней палубе и всего двумя трапами, тут я их понимаю. К экскурсоводу притензий то-же нет.Обо всем расказано коротко но внятно - по военному.Да по другому и быть не может. Сотрудники музея бывщие члены экипажа крейсера. Последний командир корабля сейчас является директором музея и живет на крейсере. Похоже корабль, в относительно надлежащем виде, поддерживается только их усилиями и на средства от экскурсий.Средств этих явно не хватает и как следствие крейсер потихоньку превращяется в рухлядь.Но главная энергетическая установка и вся артилерия в рабочем состоянии.На фотографии механизма подачи 100 мм. снарядов можно рассмотреть слой консервирующей смазки.Есть и планы по ремонту корабля и превращению его в полноценный музей. Только не вышло-бы как с Авророй, от которой мало что осталось. Но время покажет, как сложится судьба славного корабля.
Если будете в Новороссийске, посетите Михаила Кутузова. Пусть экскурсия очень поверхностная, но представление о корабле она дает и впечатления остаются, особенно для мальчишек.
КОРАБЛЬ ДЛЯ ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ
Почему для прошедшей ? Все просто - вот выдержка из справочной литературы про корабли проекта 68-68 бис -
В декабре 1938 г. рассмотрение технического проекта 68 прошло в Управлением кораблестроения ВМФ. В 1939 г. приступили к закладке крейсеров пр.68 на стапелях сразу нескольких судостроительных заводов. В рамках пятилетнего плана (1938—1942 гг.) планировалось развернуть строительство 16 кораблей, со сдачей 5 из них флоту в 1942 г. Однако 22 июня началась война. А уже 10 июля 1941 г. постановлением ГКО строительство крейсеров проекта 68 и других крупных кораблей приостановили.
Вернулись в строительству только после войны. Флот был сильно потрепан, кресера и линкоры прошедшие войну, свой ресурс выработали. Разрабатывать что-то новое не было ни времени, ни финансов. Флот нуждался в новых кораблях. И правительство вынужденно принимает решение о запуске в серию, посути устаревщих кораблей. Уже позже на крейсерах этого проекта проходили обкатку первые ЗРК и новые РЛС. При ремонтах и реконструкциях на них устанавливались и противокарабельные ракетные комплексы.Все принятые меры позволили 68му проекту продержатся практисески до конца 20го века.
Были у проекта и сушественные недостатки. Это отсутствие упокоителей (компенсаторов) качки. Слишком большое водоизмещение, для примененного вооружения. Относительно малый главный калибр для такого водоизмещения.
Были и плюсы. Полностью сварной корпус.Двойное дно, в купе с водонепроницемыми отсеками, обеспечивало кораблю очень высокую живучесть и защищенность от мин и торпед. При затоплении любых трех отсеков корабль мог держатся на плаву.
Как-бы там не было, но крейсера проекта 68 - 68 бис служили верой и правдой почти полвека
С уважением СКР-810.
03 июля 2017 г.
03 Июля 2017
Автор: Юра Васильевич
1228 просмотров